Инструкция по сборке колыбели революции
29 марта 2005 года

Миф о его социальных кущах, базировавшийся на нефтеносных пластах Ромашкинского месторождения и мировых ценах на "черное золото", рухнул в одночасье - 10 января 2005 года. В тот день сотни людей перекрыли центральные улицы города. И тем самым дали старт январским акциям протеста, которые три недели лихорадили республику... Когда страсти поутихли, корреспондент "ВК" на месте пытался найти ответы на вопросы, как и почему "татарстанский Кувейт" чуть не превратился в "колыбель революции".

Первое впечатление от Альметьевска - самое благоприятное. Чистенький, уютный город. Местами - почти европейский. Особенно усиливается это ощущение, когда пытаешься перейти улицу и, к твоему изумлению, оживленный поток машин послушно замирает, пропуская пешехода. Отремонтированные в евростандартах строгие "сталинки" на центральных улицах, многочисленные магазины, аптеки, кафе, игровые салоны, оккупировавшие их первые этажи, зазывают клиентов неоном. Правда, с наступлением темноты двери этих магазинов закрывают решетками, оставляя лишь маленькое окошко, через которое и ведется торговля. Неудобно крайне, но эти атрибуты Гарлема - меры предосторожности, введенные после серии дерзких налетов на ночные магазины... На облике Альметьевска не лежит печать веков. Наверное, поэтому даже кричащий стиль многочисленных архитектурных новоделов, который так режет глаз в Казани, в его черты вписывается относительно гармонично.


Как Татнефть издержки снижала


Если что-то и режет глаз в Альметьевске, так это обилие такси. Такое ощущение, что каждая третья-четвертая машина украшена "шашечками"... Такси в Альметьевске - это один из зримых результатов принятой два года назад руководством Татнефти программы по оптимизации расходов компании. Благодаря ей тысячи рабочих-нефтяников потеряли свою работу (а другой работы в городе нет), а оставшиеся - значительную долю зарплаты. Вот и вынуждены бывшие буровики и слесари цеплять на крыши своих авто желтые плафоны. Впрочем, не гнушаются частным извозом и работающие. Как объяснил помощник бурильщика, а между сменами подвозивший меня таксист по имени Гена, на извозе в Альметьевске можно заработать 4 - 5 тысяч в месяц. Больше не получится - конкуренция высокая, на буровой же ему платят три тысячи...

Надо полагать, авторы программы, собиравшиеся за счет внутренних резервов Татнефти снизить на 10 процентов затраты по добыче нефти, руководствовались целями самыми благими. Проблема в том, где менеджеры компании и госчиновники решили искать внутренние резервы: в штатном расписании и фонде оплаты труда или в том, что международные аудиторы Татнефти деликатно именуют "недостаточной прозрачностью" и "слабым корпоративным управлением"... Это был принципиальный выбор, ибо от него зависело, за чей счет будут сокращаться непроизводственные расходы Татнефти: за счет рядового состава или внезарплатных доходов нефтяных генералов (и не только нефтяных, даром, что ли, она государственная). Мучались им, видимо, недолго, о чем свидетельствуют не только очереди таксистов на остановках Альметьевска, но и выводы экспертов рейтингового агентства Standard & Poor`s относительно Татнефти за 2004 год. Они деликатно указывают, что больших успехов в деле увеличения прозрачности и усиления корпоративного управления за отчетный период в деятельности компании не обнаружилось...

То, что произошло в Альметьевске в 2004 году, можно назвать социальным шоком. Тысячи людей - относительно обеспеченных и еще недавно уверенных в своем будущем - оказались за бортом жизни. Но даже тем, кто не попал под сокращение, очень трудно понять, почему у них - у рядового состава добывающих подразделений Татнефти - зарплата за год упала с 10 - 20 тысяч рублей до 3 - 7 тысяч в зависимости от квалификации. И это при историческом максимуме цен на нефть.


На другом конце социальных ножниц


Но, как говорится, нет худа без добра. После всех сокращений и урезаний в системе Татнефти сама собой исчезла такая застарелая проблема Альметьевска, как разница в доходах нефтяников и ненефтяников. Раньше эта разница приводила к тому, что всякие там учителя, врачи, милиционеры и прочие бюджетники оказывались на положении людей второго сорта. Поскольку цены на товары и услуги в городе ориентировались не на их тощие кошельки, а на тугие нефтяников и были заметно выше, чем в среднем по республике. Отчасти, конечно, острота проблемы снижалась на бытовом уровне: работавшие на нефтепромыслах мужья содержали своих врачующих или учащих жен, поддерживали пенсионеров-родителей. Но это только отчасти (не всем же везло с мужьями), недаром в прежние времена администрация Альметьевска даже пыталась вводить надбавки городским бюджетникам... Теперь социальная "справедливость" восстановлена: бедны все. А цены на товары и услуги в городе по-прежнему ориентируются на старые доходы работников Татнефти. И даже навскидку товары в альметьевских магазинах дороже аналогичных товаров в казанских на 15 - 20 процентов, а услуги ЖКХ - на все 70. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что эти стремительно расходящиеся концы социальных ножниц - падающие доходы и растущая стоимость жизни - очень скоро превратят Альметьевск в пороховую бочку...


Альметьевский гамбит


От разных должностных лиц в неформальных беседах автору этих строк не раз доводилось слышать рассуждения о том, что-де январские "льготные бунты" в Татарстане - явление не стихийное, что все они искусно инспирированы врагами республиканских властей... Признаюсь честно, не верил, но теперь готов покаяться. Потому что в Альметьевске выступления льготников точно были инспирированы. Причем "враги республиканской власти" окопались в кабинетах городской администрации. Именно они приняли решение, которое во многом спровоцировало акции протеста: приурочили к моменту отмены льгот 40-процентное повышение стоимости проезда в общественном транспорте...

Этому невозможно найти какое-то разумное объяснение. Ссылки на безденежье или иные оправдания меркнут на фоне 300 миллионов рублей дополнительных доходов к уже запланированным 1,2 миллиарда рублей, которые получил бюджет города в 2004 году. Да и в целом бюджетные возможности 150-тысячного Альметьевска вполне сопоставимы с возможностями бюджета полумиллионных Челнов (1,9 миллиарда рублей - на 2005 год), где все-таки нашли способ не повышать стоимость проезда в канун рискованной реформы... Единственное приходящее на ум объяснение - администрацию Альметьевска подставили. И сделали это коварные "враги". Мы даже знаем их имена - это Жадность, Наглость и Безнаказанность. Ну и что, скажет наш внимательный читатель, в тепличных условиях отсутствия общественного контроля и политической конкуренции эти "враги" давно и плотно обосновались не только в альметьевской администрации, но и на всех ступенях татарстанской пирамиды власти. Все так... Но особенность Альметьевска в том, что здесь под их влиянием "отцы" города потеряли важнейшее из качеств, в обязательном порядке должное присутствовать у власти, - инстинкт самосохранения.

(Продолжение следует.)

Рустам ВАФИН, "Вечерняя Казань"